|
Дистанционное обучение
Реклама
|
Дистанция огромного размера
Заочное обучение возникло более ста лет тому назад. Пионерами в этом деле были
англичане, заселявшие отдаленные владения Британской короны. Потом удобства
обучения по почте оценили жители провинциальных городков, удаленных от крупных
учебных центров. В Советском Союзе заочное обучение охватывало широкий круг
доярок, слесарей и оленеводов, учившихся, соответственно, на бухгалтеров и
инженеров-конструкторов.
Сегодня все не так. Во всем мире привычный советский вариант - с контрольными
по почте и приездом на сессии - умер как анахронизм. Студенты дистанционных
программ получают учебные материалы через спутниковое или кабельное телевидение,
скачивают видео- и аудиозаписи через Интернет, участвуют в видеоконференциях.
Строго говоря, дистанционное образование (distance learning) является наиболее
адекватным ответом на тот вызов, который нам бросает жизнь. В последние полвека
время словно сгустилось: каждый день приносит все новые открытия. В некоторых
областях прикладных естественно-научных дисциплин около 80% всех накопленных
человечеством знаний получено в последние 25-30 лет. Немудрено, что классическая
академическая наука - все эти университеты, "столпы науки" с их пыльными кафедрами
и стареющими профессорами, которые боятся дотронуться до компьютера, - не
успевает за таким быстрым прогрессом.
Конкуренция на рынке труда ужесточается. Знакомство с последними
концепциями и достижениями научной мысли становится для самых разных
категорий профессионалов жизненно необходимой задачей. Например,
в США многие штаты просто обязывают учителей, бухгалтеров, администраторов
яслей и работников некоторых других специальностей непрерывно профессионально
совершенствоваться. Все чаще говорят о том, что обучение целесообразно рассматривать
как постоянный процесс, а не как нечто странное, завершившееся много лет назад
получением диплома.
Диплом по модему
Надо отметить, что в самых престижных университетах мира существует стойкая оппозиция
дистанционному обучению как полноценной замене традиционной очной формы. Они не
спешат запускать полностью дистанционные программы. Дело в том, что проблемы
начинаются с самого основного - идентификации студента. Кто сидит за персональным
компьютером и сдает экзамен - сам студент или его приятель-отличник - проверить пока
невозможно. Поэтому дистанционные программы зачастую включают в себя и обязательную
очную сессию, в ходе которой студенты на месте сдают экзамены - не виртуально, а на
самом деле. Кроме того, для организации учебных и экзаменационных телеконференций
бывает недостаточно пропускной способности телефонных линий разных стран. Наконец,
при заочном обучении исчезает непосредственный контакт между преподавателем и
студентом - основа учебного процесса в англосаксонских странах.
Куда движется виртуальный поезд?
Стремительное развитие средств телекоммуникации делает возможным то, что недавно
показывали только в фантастических фильмах. Если совсем недавно комплект оборудования
для проведения видеоконференций стоил $100.000 за место, то теперь достаточно $100 за
камеру, а специальное программное обеспечение можно получить в сети Интернет бесплатно.
Конечно, оборудование для desktop videoconferencing (DVC) не может работать с тем же
качеством воспроизведения и звука, как используемые крупными корпорациями комплексы
за $100.000, однако оно, согласитесь, стоит ощутимо дешевле.
Есть и другие новые технологии в передаче изображения, которые активно используются для
дистанционного обучения. Например, цифровое телевидение - стандарт, уже
сертифицированный американской Федеральной комиссией по телекоммуникациям.
Год назад в Сиэттле уже началась трансляция экспериментальных передач в этом формате.
Регулярные же передачи должны начаться уже в 2006 году. Однако настоящий прорыв
в дистанционном обучении может обеспечить WebTV - технология, позволяющая с
помощью декодера размером с книжку и стоимостью $329 принимать на ваш домашний
телевизор учебные программы через Интернет.
В 1996 году вице-председатель Открытого университета, сэр Джон Дэниэлс,
провозгласил идею "мега-университетов". По его определению, это учебные
заведения будущего, в которых дистанционно учится более сотни тысяч студентов
со всего мира. Эта идея существенно отличается от принципов, на которых строится
большинство виртуальных университетов США и Канады, заниматься в которых могут,
в большинстве случаев, только жители этих стран.
Ясно одно. Дистанционное образование - ваш шанс учиться.
Без границ. Невзирая на расстояния. Не покидая дома,
но стремясь к западному диплому. Может быть, уже пора подумать об этом?
Данная стаья была подготовлена с использванием материалов журнала
«Обучение за рубежом».
|
TOEFL
Деловая колонка
Ваше мнение
|